❝Учение - это свет для сердца и свет для разума.❞
     Ахмед Ясави

«ФИЛОСОФИЯ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»: СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ

  • 04.12.2025
  • RU
  • 422

image

В нашем университете прошли секционные заседания симпозиума «Философия Великой степи и правовая культура».

Первая секционная панель была посвящена теме «Традиции справедливости и правовое наследие Тюркского мира». Учёные, изучающие традиции справедливости у тюркских народов, подробно рассмотрели особенности устного права и института биев, а также объяснили, как принцип «Благой человек - благой социум» проявляется в тюркской правовой системе.

Модератором секции выступил PhD, ассоциированный профессор, директор Научно-исследовательского института тюркологии Халил Четин.

Первым с докладом выступил известный учёный, профессор, главный научный сотрудник Института тюркологии Шакир Ибраев. Он подчеркнул значение устной традиции, сформировавшей правовую культуру кочевых обществ, и раскрыл ключевую роль института биев в справедливом решении внутренних вопросов. Учёный детально проанализировал способы регулирования социальных отношений и примеры мудрого разрешения споров у кочевников.

Директор Государственного музея литературы имени Алишера Навои, профессор Жаббар Эшанкул в своём выступлении «Духовная сущность права в тюркском мире: принцип “Благой человек - благой социум”» связал эту концепцию с духовно-правовым пониманием у тюркских народов и отметил, что совершенствование общества основывается прежде всего на внутренней культуре и честности человека.

Далее, директор Исламского научно-исследовательского института ДУМК Кыдыр Торали Ахмет представил доклад «Морально-правовые основы тюркского мира и учение Ахмеда Ясави», где проанализировал влияние учения Ясави на морально-правовые принципы тюркских народов и показал его созвучие современной правовой культуре.

Советник генерального секретаря ТЮРКСОЙ, профессор Азиз Биймырзаулы обратил внимание на традиции устного права в тюркской культуре, подчеркнув историческую роль правовых норм, отражённых в великом киргизском эпосе «Манас», в укреплении единства общества.

В завершение секции профессор Жаббар Эшанкул подарил нашему университету «Прозаические произведения» Алишера Навои, «Толковый словарь узбекского языка», «Узбекское навоиведение эпохи Независимости» и ещё 100 экземпляров книг. Профессор Азиз Биймырзаулы также передал в дар труды «манасоведов», подвергшихся репрессиям, и книгу, посвящённую выдающемуся казахскому учёному Шокану Уалиханову, который открыл эпос «Манас» широкой публике.

Вторая секция прошла под темой «Философия степного права». Заседание вёл PhD, директор Научно-исследовательского института Ясавиведения Бауыржан Сайфунов.

Глава Центра государственно-правовых исследований КазНПУ им. Абая, Президент Национальной юридической академии Бахытжан Куандыков представил доклад «Древние правовые памятники на территории кочевого Казахстана», где подробно остановился на природе степных законов, их роли в регулировании общественных отношений и исторической преемственности.

Заведующий отделом анализа и исследований в сфере прав человека Национального центра по правам человека Узбекистана Уткир Очилов выступил с докладом «Конституционные реформы в Узбекистане: укрепление гарантий прав и свобод человека», осветив важные политико-правовые изменения последних лет.

Следующим докладчиком стал представитель Университета исламской культуры Нур-Мубарак, PhD Мукан Исахан, который в работе «Религиозные аспекты казахского обычного права» раскрыл взаимосвязь традиционной правовой системы казахов с исламскими правовыми представлениями.

Ассоциированный профессор Евразийского научно-исследовательского института Бекарыс Нуриман представил доклад «Принципы государственного управления в “Кутадгу билиг” и концепция закона “изги”», затронув вопросы справедливости и политико-философской культуры в тюркском наследии.

Затем PhD, ведущий научный сотрудник Института Ясавиведения Мухит Толегенов представил работу «Влияние учения аль-Фараби на казахские традиции и правовую систему», в которой научно обосновал вклад философского наследия аль-Фараби в развитие казахской правовой культуры.

Таким образом, исследователи из Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана подчеркнули, что духовные учения и моральные нормы тюркских народов тесно связаны с правовым мышлением.

После секционных заседаний работа продолжилась мероприятием в формате Workshop под темой «От наследия Великой степи - к новым принципам государственности».